Франчайзор и франчайзи – две стороны одного бизнеса

Франчайзинг представляет собой комплекс бизнес отношений, взаимодействие между двумя сторонами, которые заключают договор. Одну из них, которая продает франшизу, именуют франчайзор, а вторую, которая ее покупает – франчайзи. Подробно про франчайзора и франчайзи, а также о взаимоотношениях между ними поговорим дальше.

Суть взаимоотношений между франчайзором и франчайзи

В процессе работы франчайзор передает франчайзи права на работу под своим брендом, с уже готовыми методами и инструментам ведения бизнеса, разной интеллектуальной собственностью. Франчайзи обязан вести свою работу в полном соответствии с концепцией и всеми правилами, прописанными в договоре.

За все предоставленные инструменты и помощь франчайзи выплачивает финансовое вознаграждение в форме единовременного платежа при заключении договора (паушального взноса), а также в виде роялти (ежемесячных отчислений). Последний вид взносов действует в течение всего заключенного между двумя сторонами соглашения.

Роялти бывают как фиксированными, так и плавающими — в форме процента от оборота. Их размер указывается в договоре. Также порой в ежемесячные платежи могут быть включены маркетинговые взносы, плата за специализированные инструменты или программное обеспечение, проведение рекламных кампаний. Важно понять, что нет одного правила, которое бы работало во всех видах франчайзинга. Компания имеет право устанавливать свои формы взаимоотношений между двумя сторонами и суммы платежей. Например, она может отменить паушальный взнос или даже роялти и получать свой процент от передачи продуктов и услуг, которые продает франчайзи. Роялти могут быть включенным в цену товара в форме наценки. Так или иначе, роялти представляет собой абонентскую плату за франшизу.

Подписание договора франчайзинга

Формы взаимоотношений между двумя сторонами

Франчайзинг бывает разных форм. Выше мы рассматривали стандартный формат работы в этом виде бизнеса. Но есть и более редкие виды взаимоотношений.

Например, мастер-франшиза представляет права на дальнейшую продажу франшиз. Заключая такой вид договора на какой-то конкретной территории, франчайзи получает возможность далее развиваться сам под уже раскрученным брендом, а также продавать субфраншизы. Так фирма становится франчайзи и франчайзором (но с оговоренными ограничениями) одновременно.

В качестве примера приведем мастер-франшизу на Дальний Восток, которая дает возможность заключать договора с другими бизнесменами в соседних городах. После заключения договоров с партнерами, такой предприниматель получает от них первые взносы и роялти. Также он обеспечивает их обучение и поддержку в полном объеме. Очень много больших международных компаний развиваются в формате мастер-франчайзинга.

Партнерство во франчайзинге

Что получает франчайзи

Покупатель франшизы, работая по модели ее продавца, получает отточенную временем и опытом бизнес-концепцию, которая проверена уже не раз. Он работает под популярным брендом, отдавая первоначальную фиксированную сумму и часть прибыли в формате ежемесячных платежей. При этом он зависим от условий, прописанных в договоре и не может самостоятельно их изменять.

Франшиза, на основе которой теперь строится бизнес франчайзи, включает в себя целый комплекс прав, фирменных названий, объектов интеллектуальной собственности, технологии, всевозможные инструменты, а также постоянную помощь начинающему и действующему бизнесу до окончания срока договора.

Франчайзи имеет возможность строить свой бизнес не «с нуля», а на базе рабочей концепции, которая уже доказала свою эффективность, а услуги или товары – востребованность в данном регионе. Теперь покупателю франшизы не придется ломать голову над тем, какую бизнес-идею раскручивать, какими методами это делать, как построить и развить рабочий бизнес.

Чтобы стать успешным франчайзи, нужно развить в себе определенные важные качества. Это целеустремленность, умение соблюдать все правила, находить язык с другими людьми. Также пригодятся специальные бизнес-знания, например, делопроизводства.

Конечно, не обойтись без любви к своему делу, стремления постоянно двигаться вперед, привносить изменения, совершенствовать свой бизнес. Ему важно уметь учиться, быть открытым к новой информации, не останавливаясь на достигнутом результате, ведь франчайзинг – это всегда получение новых знаний и навыков. Стремление к честному бизнесу будет делать ваши отношение с продавцом франшизы еще более крепкими. Также в продвижении бизнеса ему может помочь позитивное ко всему отношение, стремление к узнаванию нового.

Конечно, чтобы бизнес приносил франчайзи только радость, ему важно очень внимательно отнестись к выбору франшизы. Тот бизнес, за развитие которого вы беретесь, должен приносить вам не только доход, но и удовольствие. В обратном случае, есть большая вероятность того, что вы недолго продержитесь «на плаву». Выбирая новый вид деятельности, учитывайте и ряд других моментов, таких как прибыльность, востребованность тех или иных товаров и услуг в вашем регионе, приемлемые денежные взносы, добросовестность франчайзора. Все это поможет вам начать и продвинуть успешный бизнес, который принесет пользу каждой стороне.

Развитие бизнеса по франшизе

Что получает франчайзор

Со своей стороны, продавец готовой бизнес-модели и всех технологий – франчайзор, передавая право на работу под его товарным знаком, имеет возможность строить свою сеть, успешно и быстро развивать бизнес и получать все больше прибыли от своих партнеров.

Вначале франчайзор развивает свой бизнес, продвигает его, делает так, чтобы его бренд стал известным, а деловая репутация – устойчивой. После этого становится возможным тиражирование бизнеса и компания начинает создавать свою сеть, выстраивая взаимоотношения с партнерами.

Какими качествами должен обладать франчайзор? Это четкое понимание тех целей, которые он ставит перед собой, видение пути, по которому он пойдет для их достижения. Ему важно проявлять изобретательность, умения наставника для мотивации подопечных, для правильного руководства ими, повышения профессионализма персонала. Франчайзору важно понимать, что ему пригодятся все профессиональные качества, а совершенствоваться стоит без остановки, развивая в себе терпение, целеустремленность, упорство и креативность.

Франчайзинг в сегодняшних непростых реалиях можно рассматривать как способ выжить на современном экономическом рынке обеим сторонам процесса. При этом каждая имеет свои риски и положительные стороны.

Развитие отношений между двумя сторонами

Между двумя участниками такого бизнес процесса, как франчайзинг, постепенно устанавливаются определенные отношения. Обычно они носят характер ученика и учителя. В этом смысле франчайзор является источником, из которого франчайзи получает нужную ему достоверную информацию. Практически любой франчайзор заинтересован в том, чтобы франчайзи добился максимального успеха. Потому со стороны компании обычно присутствует поддержка, как техническая, так и моральная.

На этом пути очень важно постепенно учиться и максимально развиваться, понимая, что малейшая задержка может изменить ход работы бизнеса.

Обычно хватает двух лет, чтобы развить и освоить свой новый бизнес, открытый на франшизе. Стоит навсегда запомнить, что именно франчайзор помог франчайзи в его становлении и движении по этому пути. Если появляются какие-то перекосы, то важно, чтобы франчайзор образумил франчайзи. Иногда обе стороны хотят поменять условия договора. В таком случае стоит найти золотую середину, чтобы дело раскрутилось как можно быстрее.

Так что, подводя итоги этой статьи, отметим, что франчайзи и франчайзор являются деловыми партнерами, которые вместе работают над франчайзинговым системным бизнесом. Разными методами франчайзор помогает франчайзи прийти к успеху. Благодаря тому, что они представляют собой единое целое, у каждого из них получается достичь значительного и быстрого дохода.